С 2013 года Общество Святейшего Сердца Иисуса каждый год публикует юбилейные статьи в честь Святейшего Сердца Иисуса. Тем самым мы хотим способствовать распространению почитания Святейшего Сердца Иисуса в России. Авторами этих статей являются священники, которые служат Тридентскую Мессу и в России и за рубежом.
Юбилейные статьи с 2013 по 2020 гг. можно почитать на нашем старом сайте.
- 2024 г.: Искупление грехов против Святейшего Сердца Иисуса
- 2023 г.: Образ Святейшего Сердца Иисуса
- 2022 г.: Сердце Иисуса и традиционная Святая Месса
- 2021 г.: Мужество Святейшего Сердца Иисуса
2024
Автор: Отец Кристиан Муттер (род. 1993 г.) с раннего детства рос в традиции, но во время учёбы в вузе осознал проблемы кризиса современной Католической Церкви, поэтому покинул пособорную церковь и был рукоположен в священники летом 2020 года Его Превосходительством епископом Маркусом Рамоллой близ Мюнхена. Принадлежит к Священническому братству Богоматери победы (лат. Fraternitas Sacerdotalis beatæ Mariæ Virginis Victricis, FSMV). Служит в различных местах, особенно в Южной Германии.
Искупление грехов против Святейшего Сердца Иисуса
Отец Кристиан Муттер
In nomine + Patris, et Filii, et Spiritus Sancti. Amen.
Дорогие верующие,
Наш Господь и Спаситель Иисус Христос принял на Себя человеческую природу, став Божественной Личностью, чтобы примирить человечество с оскорблённым величием Бога. Он создал для Себя сердце, место любви, чтобы быть рядом с нами особым образом. Сердце – это воплощение любви человека. Его сердце билось для нас, и оно продолжает биться для нас сегодня в Пресвятой Евхаристии.
Жертва Иисуса и Таинство Евхаристии
Недаром наш Господь и Спаситель пожелал, чтобы сегодняшний Праздник Его Святейшего Сердца праздновался в пятницу после Октавы праздника Тела Христова (лат. Corpus Christi) – не в последнюю очередь для того, чтобы придать этой Октаве особое значение. Это делает ещё более серьезным тот факт, что Папа Пий XII (бывший Папой Римским в 1939 – 1958 годах) осмелился отменить эту октаву, внеся изменения в календарь в 1955 году. Именно в Corpus Christi мы празднуем величайший дар любви, который Бог хотел дать нам в Новом Завете: Его реальное присутствие среди нас, людей, длящееся до конца мира через представление Себя в форме хлеба и вина. Таинство Евхаристии, как наивысшее из всех таинств, основано на любви Спасителя к нам. В Страстную пятницу на это указывает (вода и) кровь Иисуса, льющаяся из отверстого бока. Римский солдат ранит, пронзает бок Иисуса до самого Сердца; это само по себе жестокий процесс. Христос уже умер, но всё равно Он не отказывает нам в Своей любви: из этой жестокости солдата Он позволяет истечь воде и крови, силе Святого Таинства. Вода означает для нас Таинство Крещения, кровь – Таинство Евхаристии. Согласно святому Фоме Аквинскому, Бог допускает зло только в свете добра. Если Он допускает зло, то только для того, чтобы привести к чему-то хорошему. Так и здесь: Бог преображает недостойный поступок римского солдата так, что из него проистекает благодать.
"Лонгинус пронзает копьём тело Христа". Геррит Де Ла Валле́. Между 1626 и 1667.
Этот поступок Богочеловека уже ясно показывает нам Его отношение: боль, которую причиняет Ему человечество, представленное римским солдатом, терзает Его внутреннюю сущность – Его Сердце; но чем больше Он ранен, тем больше растёт не желание возмездия, а доказательство Его любви к спасённым душам. Безусловно, поведение солдата (и, соответственно, грешника) не становится лучше благодаря этому, и он не избежит наказания, но «Бог пишет прямо извилистыми линиями», как писал Поль Клодель, потому что иногда Он использует самого большого грешника, чтобы совершить что-то хорошее. Его пути непостижимы для нас. В Своём провидении Бог использовал неверие и отвержение еврейского народа для Своего осуждения Пилатом, которое должно было завершиться на древе креста.
О покаянии и искуплении
Отмечая в этом году праздник Святейшего Сердца Иисуса, давайте обратим внимание на аспект искупления. «Искупление» – это слово, которое не льстит современному обществу, поскольку не подразумевает благосостояния и удобства. Так что же такое искупление? Чтобы разобраться в этом вопросе, сначала нам нужно разграничить понятия искупления и покаяния. Покаяние, в соответствии с Тридентским Собором (1545 – 1563 гг.), заключается в боли из-за совершённых грехов и ненависти к ним в сочетании с намерением больше не грешить. Таким образом, речь идет о грехах, которые человек совершил сам, – о его собственной вине. Следовательно, он также попытается загладить свою вину перед Богом. Человек, который сам навлёк на себя вину, например, упомянув имя Бога всуе и без благоговения, теперь делает нечто, что противостоит этой вине, что отменяет эту вину и заслуженное за неё наказание: он ненавидит этот грех, хочет отдалиться от него, исповедует его и совершает «дело покаяния». Например, читает молитву, чтобы восстановить уязвлённую честь Бога, восхваляя и прославляя Его.
Покаяние человек совершает для заглаживания собственной вины. Иначе обстоит дело с искуплением. Кто совершает искупление, тот заглаживает вину других, а не свою.
Каждый грех каждого человека однажды должен быть исправлен, поскольку с теологической точки зрения грех по своей сути является оскорблением Бога. Однако Богу подобает почитание и прославление со стороны человека. Но если человек не воздает Ему эту честь, а, напротив, оскорбляет Его, возникает несправедливость: неравновесие между Творцом и творением. Справедливость по отношению к Богу нарушена. Вообще человек должен почитать Бога и быть Ему послушным: в силу своей зависимости от Бога как Творца, в силу своего долга благодарности за все полученные блага, включая спасение, и т. д. Человек нарушил одну из своих обязанностей, согрешив. Это «искажённое» состояние требует исправления, сглаживания и возмещения. К сожалению, часто бывает так, что виновный меньше всех готов возместить причинённый вред. Грехи наслаиваются друг на друга, и виновный вообще не задумывается об исправлении совершённого. Таким образом, честь Бога поругана, и именно здесь появляется акт искупления. Если этого не делает виновный, то должен сделать кто-то ещё. Кто-то другой может совершить искупление за эти грехи, чтобы их загладить.
Ограниченность человеческого искупления
Есть грехи, которые человек сам совершил и которые может сам искупить (или кто-то другой может искупить за него), но есть и первородный грех. Первородный грех, который молчаливо игнорируется в современном обществе, как будто его не существует, – это болезненная и чрезвычайно серьёзная реальность. Человек (Адам) оскорбил Бога. Однако величина оскорбления всегда зависит от величины того, кого оскорбили. Есть разница, оскорбляем ли мы случайного человека, или своих родителей, или короля, или священника. Но намного хуже оскорбить Самого Бога. Он бесконечен – Его величие тоже. Поэтому человек не может полностью загладить свою вину: мы ограничены, но нам пришлось бы совершить безграничное исправление. Что же делает Бог в Своей доброте, чтобы решить это противоречие? Он не отворачивается от рода человеческого, но обещает Мессию – Себя Самого, вторую божественную личность, ставшую человеком. Будучи одновременно Богом и человеком, Он Сам может вместо нас искупить грех перед Небесным Отцом – искупить совершённое людьми — и сделать это, не ограничиваясь человеческим или конечным, поскольку в Своей личности Он содержит в равной степени и Божественную природу.
Его искупление имеет несравненно большую ценность потому, что Он достоин быть услышанным совершенно иным образом. Хотя человек может предложить Богу своё покаяние и искупление, он не может заставить Бога принять эти жертвы, потому что у человека нет права быть услышанным так, как он хочет. Мы с Богом находимся на разных уровнях, и не можем от него что-то требовать. Бог многое даёт, но даёт это по нашей просьбе и по Своей милости. Иисус же, будучи второй Божественной ипостасью, обладает той же Божественной природой, что и Небесный Отец. Он подходит к Своему Отцу не как простой человек, к тому же, провинившийся, но как Сам Бог, обладающий правом быть услышанным. Когда Иисус о чём-то просит Своего Отца или предлагает Ему искупление, у Него есть полное право, чтобы Его услышали и Его жертву приняли. Поэтому искупление, совершённое Иисусом, намного действеннее, чем то, которое можем совершить мы. Но когда мы совершаем искупление, оно всегда связано с Его искуплением! Поскольку мы являемся членами одного и того же Тела Христова, мы можем и должны объединить наше искупление с Его искуплением.
Искупление Иисуса в Литании Святейшего Сердца Иисуса
Папа Лев XIII. Фотография. 1890-е годы.
Сам Иисус совершает за нас искупление. Папа Лев XIII в 1899 году установил 300-дневную индульгенцию за чтение Литании Святейшему Сердцу Иисуса. Общество Святейшего Сердца Иисуса каждую первую пятницу месяца читает эту Литанию. В ней неоднократно упоминается это «искупление по нисходящей», например, в воззвании «Сердце Иисуса, за грехи наши умилостивление, помилуй нас» (лат. Cor Iesu, propitiatio pro peccatis nostris, miserere nobis.) Искупление подразумевает умилостивление и примирение: примирение с небесным Отцом или (справедливым) божественным гневом. Именно это примирение, это «умилостивление» Бога-Отца Иисус осуществил через Свои искупительные страдания, принеся Себя в жертву в качестве агнца. Таким образом, это воззвание в очень краткой форме рассказывает нам, что именно сделал Христос на кресте – вплоть до того, что пожертвовал Своим сердцем, позволив солдату пронзить его. Христос принёс искупление за наши грехи.
"Поклонение жертвенному Агнцу". Центральная композиция нижнего яруса Гентского алтарного полиптиха. Ян ван Эйк, Хуберт ван Эйк. 1432 год.
В этой же Литании есть и другое воззвание: «Сердце Иисуса, жертва за грехи наши, помилуй нас» (лат. Cor Iesu, victima peccatorum, miserere nobis.) Он действительно совершил искупление за наши грехи и за нас, грешников, чтобы спасти нас – то есть дать возможность попасть в рай.
Связь искупления, совершаемого нами, с искуплением Иисуса
Но это ещё не конец. Было бы легко сказать, как протестанты: Бог всё сделал, Он спас меня, так что теперь я могу больше ничего не предпринимать. На самом деле всё обстоит несколько иначе. В сердце Иисуса сочетаются две идеи искупления: с одной стороны, искупление, которое Он совершает за нас, а с другой – наше искупление, которое должно стать его следствием – «восполняю недостаток в плоти моей скорбей Христовых» (Кол 1:24). На самом деле все католики принадлежат к единому Телу Христа и являются членами этого тела; но мистическое Тело Христа – это Святая Церковь. То, что делает один член Церкви, приносит пользу или вред другим членам. Если один член Церкви грешит, это вредит всему телу; но если один член Церкви (в состоянии благодати) кается или искупает вину, это приносит пользу также всему телу. Хотя страдания Христовы неизмеримы, мы тоже должны внести свою лепту. Мы все должны дополнить скорби Христовы своими страданиями.
Возможность страдать вместе с нашим Спасителем очень важна для нас. Он не нуждается в этом, но мы сами должны стать похожими на Христа.
Наши страдания приобретают ещё большую ценность, когда мы понимаем их как искупление. Страдания Христа были искупительными, и если наши страдания тоже станут искупительными, они станут похожи на Его страдания. Источником искупительных страданий является добродетель любви. Раньше Бог из любви к нам искупил наши собственные грехи, а сейчас наша любовь (как ответ на Его любовь) искупает грехи других. Это упражнение в любви к Богу и одновременно в любви к ближнему: мы это делаем для Бога, но Он обращает это в пользу ближнему.
Конечно, для нас это немного сложнее, потому что сначала мы должны искупить свою вину. Этого не нужно было делать Христу, поскольку Он никогда не грешил. Нам же сначала нужно покаяться, но затем мы можем свои собственные страдания принести в жертву, присоединив их к страданиям Христа. Давайте мысленно положим наши страдания на патену или в потир во время оффертория и следующего за ним пресуществления на Святой Мессе и соединим нашу собственную жертву с бесконечно драгоценной жертвой Иисуса Христа – во искупление грехов человечества!
Однако наше искупление имеет сверхъестественные плоды только в том случае, если на момент искупления мы находимся в состоянии освящающей благодати. Потерявший освящающую благодать из-за тяжкого греха должен сначала вернуться в состояние благодати, чтобы получить возможность совершать искупление. Это происходит через таинство исповеди или – если это невозможно из-за отсутствия священника – через совершенное раскаяние и решение исповедать совершённый тяжкий грех при следующей возможности. Причина совершенного раскаяния – это Сам Бог. Я раскаиваюсь в своих грехах не потому, что боюсь наказания, а в первую очередь потому, что оскорбил Бога, который мне столько дал и меня безгранично любит. Я не благодарил Его хотя бы немного за Его любовь, а только, наоборот, оскорбил. Совершенное искреннее раскаяние вместе с намерением исповедаться возвращает нас в состояние освящающей благодати и даёт возможность вновь совершать покаяние и искупление, угодные Богу.
Грехи против Святейшего Сердца Иисуса
Каждое оскорбление Святейшего Сердца Иисуса другими людьми нас особенно задевает в той мере, в какой мы Его любим. Поэтому было бы правильно принести наши жертвы по случаю сегодняшнего праздника именно для искупления этих грехов. Так мы проложим мост между «нисходящей» жертвой (страданиями Иисуса) и «восходящей» жертвой (которую приносим мы). Если Святейшее Сердце Иисуса – это «за грехи наши умилостивление» и «жертва за грехи наши», как говорится в литании, тогда любое Его ранение и оскорбление удваивается. Почитающий Святейшее Сердце Иисуса должен быть вдвойне уязвлен таким оскорблением, если он понял, что Оно представляет собой в контексте искупления. Но какие грехи направлены против этого Его сердца?
Это в широком смысле непризнание Иисуса Христа, нашего Спасителя, как Царя. Этому сопутствует отрицание публичного и личного царствования Христа, являющееся следствием религиозной свободы и безразличия. Бог открылся нам через Своего Сына, так что общество не может игнорировать Его, более того, оно должно признать Его своим Господом, Богом и Царём, абсолютным Главой, но современный мир отвергает Его, как будто откровение и искупление никогда не происходили. Современная церковь после II Ватиканского Собора приложила много усилий, чтобы вычеркнуть царствование Христа из конституций последних государств, в которых оно ещё оставалось. Те, кто не принимает Христа как Царя, выражают глубочайшую неблагодарность, которая не соответствует переполняющей Сердце Иисуса любви и которую Он никак не заслужил.
Зачем была отверста рана в боку Христа, если многие и сегодня открыто отвергают таинства как главные источники благодати? Зачем Он вообще стал человеком, если так много людей всё равно выбирают путь погибели и в итоге не приобщаются к Христову искуплению? Действительно, мучения Сердца Иисуса на Елеонской горе, должно быть, усиливались от предвидения того, за скольких Он страдает напрасно.
"Христос Царь Святейшее Сердце"
Если человек не принял спасение, это уже достаточно плохо; но ещё хуже, если он впоследствии отвергает то, что когда-то признал. Поскольку такой человек точно понимает, что он делает, но всё равно делает. Когда человек, бывший членом Церкви, поворачивается спиной к Церкви Нового Завета (вопреки здравому смыслу), это ещё больше унижает Святейшее Сердце Иисуса. Это происходит, например, когда человек отступает от Церкви, принимая ложное учение и придерживаясь его. Это явление приобрело массовый характер с момента появления пособорной церкви (т.е. после II Ватиканского Собора), поскольку она активно внедряла ложные учения в католическую доктрину. Эти грехи в конечном итоге направлены против Святейшего Сердца Иисуса, средоточия Его любви к нам.
Все грехи, которые каким-либо образом приуменьшают или вовсе отвергают миссию Иисуса, направлены против Его Святейшего Сердца. Из-за того, что очень многие неблагодарно отвергают Его Святейшее Сердце, Он раскрыл Маргарите Марии Алакок, особенно почитаемой Обществом Святейшего Сердца Иисуса, что желает искупления.
Но глубже всего Его ранят те грехи, которые направлены против Таинства Евхаристии, милостиво дарованного Им человечеству. Тот, кто привык к неблагодарности, знает, что она наиболее мучительна, когда страдающий от неё проявил много любви. Таинство алтаря поистине божественно, и человеку не под силу до конца его понять. Это наибольшее дело любви, тесно связанное со Святейшим Сердцем Иисуса, как мы уже видели вначале. Кто оскорбляет Иисуса в Таинстве Евхаристии, тот глубже всех вонзает копьё в Его Святейшее Сердце. Поэтому грехи против Святой Жертвы, приносимой на Мессе, и против Святейшего Таинства Алтаря причиняют Ему самую сильную боль. Подумаем теперь о современной трапезе, которой пособорная Церковь заменила Святую Мессу. Подумаем о святотатственных причастиях, которые раздают и принимают по всему миру. Вспомним о неблагодарности по отношению к нему – иногда даже от тех, кто причащается достойно. Все вышеперечисленное – ответ человечества на Его любовь.
Мы, как почитатели Святейшего Сердца Иисуса, должны больше всего стараться загладить именно эти грехи. Не случайно о Святейшем Сердце в одном из воззваний Литании говорится «оскорблениями нашими преисполненное» (лат. saturatum opprobriis). Оно на самом деле преисполнено, переполнено оскорблениями и ищет того, кто бы Его утешил. Плач Спасителя передан нам в Псалтири: «Поношение сокрушило сердце моё, и я изнемог, ждал сострадания, но нет его, – утешителей, но не нахожу. И дали мне в пищу желчь, и в жажде моей напоили меня уксусом.» (Пс. 68, 21-22; Офферторий в мессе Праздника Святейшего Сердца Иисуса). Увидит ли Он, заглядывая в будущее в Великий четверг и Страстную пятницу, хотя бы кого-нибудь из нас, кто утешит Его?
"Христос в Гефсиманском саду". Иоган Михаель Фердинанд Генрих Гофманн. 1886 год.
Наше участие в искуплении грехов против Святейшего Сердца Иисуса
Лучшее средство, которое само по себе является искуплением и с которым мы должны объединить наши личные искупления, – это Святая Месса. Именно этот источник благодати, причиняющий Иисусу столько страданий, сильнее и могущественнее любого оскорбления.
Но мы хотим глубоко участвовать в искупительной жертве Иисуса. По мере развития Церкви почитание Святейшего Сердца, а вместе с ним и идея искупления развивались всё больше, особенно в последние несколько столетий. Это было справедливо основано на мудром провидении Божием. Поэтому особенно в наше время искупление актуально, как никогда прежде.
Если мы будем удивлены следующими испытаниями, которые пошлёт нам Господь на жизненном пути, давайте вспомним, что эти испытания могут стать для нас более ценными, чем любые драгоценности и все сокровища мира, если мы используем их для возмещения и искупления грехов. Давайте же принимать их (подобно божественному Сердцу) с терпением и настойчивостью и соединять их с совершенной Жертвой Иисуса Христа на Святой Мессе. Это хороший способ совершить акт искупления, однако сейчас такой возможности в Москве нет. Но мы можем духовно объединиться со всеми угодными Богу Святыми Мессами, которые служатся по всему миру и с которыми мы можем объединить наши собственные жертвы. Для этого не обязательно присутствовать физически. Для этого не обязательно произносить какую-то конкретную молитву. Можно просто молиться такими словами: «Отче Небесный, я приношу тебе мою болезнь/моё страдание во славу Твою и как искупление грехов человечества против Святейшего Сердца Иисуса.»
Существуют, конечно, и другие способы искупления и жертвоприношения, связанные с искупительной жертвой Иисуса. Например, воздержание от пищи, то есть соблюдение поста в соответствии со своими возможностями (временно или по отдельным случаям или даже регулярно в определённые дни). Или другие акты умерщвления, например, отказ от возможности отдохнуть, вставание чуть раньше, замена блюд в своём рационе на более простые. Кроме актов умерщвления для искупления можно практиковать и добродетели. Это может быть любая добродетель, например, терпение, доброта, мягкость, щедрость, что угодно; потому что искупление – это не столько конкретный поступок, сколько преодоление себя или совершение доброго дела, которое мы затем жертвуем для искупления. В единстве с искуплением Иисуса Христа преодоление себя приобретает гораздо большую ценность, чем оно бы имело само по себе. Преодоление себя – это жертва с нашей стороны, которую мы можем принести Сердцу Иисуса, и которую мы можем добавить к страданиям Христа с нашей стороны. Речь идёт о жертве с нашей стороны; область, в которой мы приносим эту жертву, имеет второстепенное значение. Самоотречение, смиренно принятый от кого-то упрек, молчаливое исповедание католической веры, даже если это требует мужества – возможностей для этого предостаточно.
В идеале следует практиковать ту добродетель, которой кто-то пренебрегает. Например, если мы увидим в общественном месте богохульную рекламу, мы можем вознести молитву хвалы и славы Богу, чтобы загладить эту вину. Если мы слышим, как кто-то ругается дурными словами, можем сказать, например, «Слава Иисусу Христу!» спокойным тоном, но так, чтобы ругающийся это услышал. Если замечаем осквернение креста или церкви, для искупления мы можем украсить забытую икону Святейшего Сердца Иисуса или крест, чтобы загладить оскорбление любовью.
Во всех этих случаях мы совершаем акт любви или преодоления – что-то (пускай ограниченное и земное), что мы можем соединить со страданиями Христа и преподнести Ему в качестве возмещения за грехи других людей против Святейшего Сердца Иисуса. Таким образом мы не только умилостивляем Самого Бога, но и накапливаем заслуги для жизни вечной.
Благословляю вас всех и Общество Святейшего Сердца Иисуса во имя Святой Троицы.
In nomine + Patris, et Filii, et Spiritus Sancti. Amen.
Отец Кристиан Муттер FSMV (Fraternitas Sacerdotalis beatæ Mariæ Virginis Victricis)
На Праздник Святейшего Сердца Иисуса 2024, Эпфах (Германия)
"Иисус Святейшее Сердце - Добрый Пастырь". Мозаика гробницы папы Пия IX в базилике San Lorenzo fuori le mura в Риме. 1881 год.
2023
Автор: Епископ Рафаэль Клоквелл (Rafael Cloquell) родился в 1956 году в Валенсии, Испания. Был рукоположен во священники в 1987 году в Тулузе, Франция. Епископская хиротония была совершена в 1996 году в часовне св. Андрея в Карлсруэ, Германия. Епископ Клоквелл много лет жил и работал в Германии, а на данный момент он продолжает служение в своём родном городе.
Образ Святейшего Сердца Иисуса
«Мое благословение пребудет там, где будет почитаться образ Святейшего Сердца.»
Как известно, во время явлений Маргарите Марии Алакок (годы жизни 1647 – 1690) в Парэ-ле-Мониаль Иисус дал двенадцать обещаний тем, кто будет почитать Его Святейшее Сердце. Девятое обещание связано с почитанием образа Святейшего Сердца, и в этой статье мы хотим поподробнее рассказать о возникновении этой благочестивой традиции, её развитии и о том, как почитание образа Святейшего Сердца не раз помогало людям в тяжёлые времена.
явление Иисуса Маргарите Марии Алакок
Копия изображения Святейшего Сердца Иисуса, нарисованного Маргариты-Марии Алакок на основании видений
Появление изображения Святейшего Сердца Иисуса связано со святой Маргаритой Марией Алакок, о чем свидетельствует письмо, написанное ею матушке Сомез 2 марта 1686 года, в котором святая говорит: «Он (Иисус) желает, чтобы вы распорядились изготовить несколько медных пластин с изображением Святейшего Сердца, с тем чтобы все, кто хочет почтить Его, поместили их в своих домах, а маленькие пластины могли носить на груди». Сама она носила такое изображение на груди под хабитом и призывала послушниц делать то же. Святая сделала много таких изображений и настаивала, что их ношение очень приятно Святейшему Сердцу.
св. Франциск Сальский
герб ордена
св. Жанна де Шанталь
История использования образа Святейшего Сердца Иисуса как сакраменталии и сосредоточения молитвы и почитания особенно интересна в контексте её связи с орденом визитанток (орден посещения Пресвятой Девы Марии, лат. Ordo Visitationis Mariæ, OVM, основан в 1610 г. во Франции), к которому принадлежала святая Маргарита Мария Алакок. Франциск Сальский, основатель этого ордена, писал своему другу и сооснователнице ордена визитанток святой Жанне де Шанталь о своих мыслях, касающихся нового религиозного объединения: «Я подумал, что если ты согласна, мы должны взять в качестве герба одно сердце, пронзенное двумя стрелами и окружённое терновым венцом. Это простое сердце могло бы стать основанием креста, на котором начертаны священные имена Иисуса и Марии. Ибо поистине, наша маленькая Конгрегация — дело сердец Иисуса и Марии. Открыв Свое Святое Сердце, умирающий Спаситель произвел нас на свет». Таким образом, рисунок Маргариты Марии Алакок был уже вдохновлён в умы основателей ордена, к которому она принадлежала.
Деятельность Маргариты Марии Алакок дала начало не только почитанию образа святейшего Сердца Иисуса в целом, но также и благочестивой практике ношения так называемого малого скапулярия Святейшего Сердца, означающего посвящение Святейшему Сердцу Иисуса нашего спасения в битве за окончательную победу, которая состоит в том, чтобы наслаждаться Его присутствием на небесах.
Малый скапулярий Святейшего Сердца Иисуса – это маленькая эмблема с изображением Святейшего Сердца, которую носят на груди, у сердца. Как любящие носят с собой что-то, напоминающее о любимом, так и малый скапулярий есть знак нашей любви к Святейшему Сердцу Иисуса и нашего упования на Его защиту от козней лукавого. Малый скапулярий носят в разных странах, и в современном виде на нём кроме изображения Святейшего Сердца Иисуса есть надпись «Стой!» («Detente» на испанском, «Cease» на английском и т.д.) От имени Иисуса мы говорим «Стой! Со мной Святейшее Сердце Иисуса!» дьяволу и всему злу.
Хотя эта эмблема и известна как «малый скапулярий Святейшего Сердца», в строгом смысле слова она не является скапулярием.
В бреве Папы Римского Пия IX от 20 июня 1873 года находим ответ на вопрос в отношении малого скапулярия. Поскольку это не скапулярий в собственном смысле слова, а скорее герб или эмблема Святейшего Сердца, общие правила для скапулярия как такового к нему неприменимы. Для его ношения не являются необходимыми особое благословение или обряд, достаточно просто повесить его на шею.
Малый скапулярий носили также противники других антихристианских режимов, например, участники восстания кристерос (1926 – 1929 гг.) в Мексике. Почитание образа Святейшего Сердца Иисуса в виде ношения малого скапулярия очень распространено в Испании и испаноязычных странах, где надпись «Detente» (исп. «стой») даже стала названием малого скапулярия.
Несмотря на то, что малый скапулярий по сути не является скапулярием, эта форма благочестия признана и одобряема Церковью. Папа Римский Пий IX в 1872 году* даровал 100-дневную индульгенцию один раз в день всем верующим, которые носят эту благочестивую эмблему и читают молитвы Pater noster, Ave Maria и Gloria Patri.
Позднее тот же Пий IX огласил следующую молитву:
Открой мне, о добрый Иисус,
двери твоего Святейшего Сердца,
соедини меня с Ним навсегда.
Да служат всякое дыхание и биение
моего бедного сердца,
даже во сне моем, свидетельством моей любви
и непрестанно повторяют: Господи, я люблю тебя.
Приими то малое добро, что я делаю,
И даруй мне Твою святую благодать,
чтобы исправить зло, совершенное мною.
Ибо люблю тебя ныне и славлю во веки веков. Аминь.
Святейшее Сердце Иисуса, уповаю на Тебя.
Святейшее Сердце Иисуса, уповаю на Тебя.
Святейшее Сердце Иисуса, уповаю на Тебя.
Мы надеемся, что распространение почитания образа Святейшего Сердца Иисуса будет продолжаться в России и откроет сердца людей для Божией благодати.
Благословляю вас всех и Общество Святейшего Сердца Иисуса во имя Святой Троицы.
In nomine + Patris, et Filii, et Spiritus Sancti. Amen.
+Рафаэль Клоквелл, Епископ
На Праздник Святейшего Сердца Иисуса 2023, Валенсия (Испания)
Текст составлен Его Высокопреосвященством епископом Рафаэлем Клоквеллом в соавторстве с Обществом Святейшего Сердца Иисуса по материалам из открытых источников.
Источники
1. Catholic.net – El Detente o Salvaguardia del Sagrado Corazón
2. fsspx.mx – El Detente o Salvaguardia del Sagrado Corazón
*Нам не удалось установить, по какой причине на эмблемах Святейшего Сердца Иисуса часто фигурирует дата 14 июня (или июля) 1877 года. Возможно, в этот день во время понтификата того же Папы Пия IX произошло какое-то событие, связанное со Святейшим Сердцем Иисуса, которое по прошествии стольких лет не представляется уже особенно значимым и информации о нём нет. Официальные документы, в соответствии с которыми изначально было установлено дарование индульгенции за ношение этой эмблемы, датированы 1872 годом.
2022
Автор: Епископ Томас Хубер был рукоположен в священство по новому обряду в 2009 году.
В 2015 году он обратился к католической традиции и был рукоположен в священство sub conditione (лат. под условием, т.е. на случай, если рукоположение по новому обряду было недействительным). По просьбе священников и мирян он был хиротонисан (рукоположен) во епископа в 2019 году. Епископ Томас Хубер живет и служит недалеко от Аугсбурга, Германия.
Сердце Иисуса и традиционная Святая Месса
Почитание Сердце Иисуса как духовная жертва на Мессе
***
В тексте юбилейной статьи используются цитаты из Литании Святейшему Сердцу Иисуса. Также в тексте приводятся цитаты из размышления над Литанией Святейшему Сердцу, написанного католическим священником из Швейцарии Робертом Медером (Robert Mäder) (1875 – 1945 гг.) Эти цитаты отмечены знаком *.
***
В молитвенную сокровищницу каждого католика входит почитание Святейшего Сердца Иисуса и посвящение Ему. Традиционная Месса и это посвящение пребывают в неразрывном единстве.
1. Традиционная Святая Месса
«Старая» Месса, как её ещё называют, представляет веру Католической Церкви в неискажённом и несокращённом виде. На этой Мессе человеку легче постигать тайны веры, коими являются истина и жертва. Иисус Христос – Путь, Истина и Жизнь. Он – начало и конец. Во время Святой Мессы Иисус Христос обновляет бескровным образом Его Жертву на Голгофе, через которую человечество было искуплено. Как говорил Святой Апостол Павел: «А что ныне живу во плоти, то живу верою в Сына Божия, возлюбившего меня и предавшего Себя за меня.» (Гал. 2, 20) В традиционной Мессе эти две тайны особенно хорошо заметны: под видом хлеба и вина перед Богом Отцом для жертвы снова является Христос, который есть Истина.
Чтобы сохранить эти тайны, Церковь в своей многовековой традиции охраняет их празднование, которое было передано нам как Святая Месса по миссалу Святого Пия V. Эта Месса содержит множество элементов, которые подобно защитному покрывалу окутывают сердцевину, представляющую собой тайны нашей веры: молитвы на офферторий заверяют Церковь в том, что её жертва приносится во имя Господа. Затем наступает тишина, во время которой священник тихо читает Канон Мессы. Тишина во время жертвоприношения охраняет явившегося Господа от пренебрежения. Кроме того, жертвенное богословие римского Канона Мессы оберегает искупление, данное людям ценой страданий Христа на кресте. Прочими элементами защитного покрова являются латынь, защищающая таинство от произвола священника, направленность всех верных, как прихожан, так и священника, лицом к кресту, исключительно мальчики и мужчины в качестве министрантов для их подготовки к Таинству Священства и принятие Святого Причастия на коленях в уста. Причащение на коленях в уста является знаком и исповеданием того, что под видом хлеба принимается Иисус Христос, Царь, с телом и кровью, душой, божественной и человеческой сущностью. Тот, кто убирает хотя бы один из этих элементов из Святой Мессы, прорезает большие дыры в защитном покрове и подвергает опасности тайны Мессы, Жертву и Истину. Поэтому обязательно не изменять традиционную Мессу и не вводить других, новых форм.
Но также долгом каждого верующего является с готовностью признавать все бесконечные достоинства этого обряда. Традиционный обряд – это полноценное выражение христианской религии. Это сумма католической веры. Святые Папы Римские всегда говорили об этом, и особенно ясно – на Тридентском Соборе в 1562 году: «К святому нужно относиться как к святому. Поскольку нет ничего более святого, чем эта Жертва, Католическая Церковь, чтобы приносить её достойно и благоговейно, много веков назад установила святой Канон Мессы. Он свободен от каких-либо ошибок и не содержит ничего, что не дышало бы всецело святостью и благочестием и не возносило бы к Богу сердца верных».
Эти достоинства делают обязанностью каждого верующего стараться лучше и лучше понимать традиционную Мессу, чтобы воздавать Богу должное поклонение.
2. Обязанность почитания Святейшего Сердца Иисуса
Но почему же существует обязанность почитать Святейшее Сердце Иисуса? По уже перечисленным причинам: это неизменённое и несокращённое выражение тайн Истины и Жертвы.
Папа Пий XI пишет: «Ибо где, как не в этом счастливом знаке и не в связанной с ним форме благочестия — синтез всей религии, и сверх того – образец более совершенной жизни, поскольку он скорее ведет души к глубокому и близкому познанию Христа Господа и действенней подвигает сердца любить Его горячее и точнее подражать Ему?» (Энциклика Miserentissimus Redemptor, 1928).
Папа Пий XII пишет в своей энциклике Haurietis aquas (1956), посвящённой Святейшему Сердцу Иисуса, «свидетельством того, что этот культ уходит корнями в основы христианского учения, является подтверждение Апостольским Престолом этого литургического празднования раньше (первая Литургия Часов состоялась 20 октября 1672 года), чем появились сочинения святой Маргариты Марии (1647-1690 гг.) Поэтому невозможно сказать, что этот культ возник из частного божественного откровения или что он возник в Церкви внезапно; скорее, он расцвёл сам собой из живой веры».
И «всем ясно, что речь не об обычной форме почитания, которой каждый может следовать или пренебрегать, но о таком благоговении перед Богом, которое очень помогает достичь христианского совершенства. … Несомненно, когда верующие воздают такие почести Святейшему Сердцу Искупителя, они исполняют торжественное обязательство перед Богом и в то же время посвящают себя и всё, что им принадлежит, Творцу и Искупителю. … Мы призываем усердно практиковать это почитание всех наших возлюбленных детей во Христе, тех, кто уже привык черпать целебные воды, истекающие из Сердца Спасителя, и особенно тех, кто, как зрители, смотрят издалека с любопытством и сомнением».
«Существует ли почитание выше почитания Святейшего Сердца Иисуса, которое бы точнее выражало природу католической веры и больше отвечало нуждам Церкви и человечества сегодня?»
3. Достоинства почитания Святейшего Сердца Иисуса
Итак, первым достоинством почитания Святейшего Сердца Иисуса является догма о том, что Тело Христово достойно почитания. Эфесский Собор в 431 году постановил, что Воплощённому Слову, сыну Божиему, следует поклоняться единым поклонением, т.е. природное тело Христа почитается не отдельно, а в единстве с Божественным Словом, Логосом.
Ещё одно достоинство также связано с почитанием Тела Христова. Догмат о единстве ипостасей ясно объявляет: Догмат об ипостасном единстве четко раскрыт: поклоняются единой Личности Сына Божьего, имеющей две природы (ипостаси), человеческую и божественную, «несмешанные и нераздельные». Папа Лев Великий (390 – 461 гг.) писал об этом: «Никакие слова не могут объяснить того, что обе природы объединены в одной личности, если вера не принимает этого».
Сердце Иисуса, единое с личностью Сына Божьего, помилуй нас!*
Кроме того, в Сыне Божьем соединены не только две природы, человеческая и божественная, но также и Его человеческая и божественная воля. И человеческая, и божественная воля защищались Церковью как данные Богом (3-й Константинопольский Собор, 681 год). Человек без собственной воли – не человек, и Бог не мог бы исцелить человеческую волю, если бы её не существовало. Максим Исповедник (+662 год) говорил, что эти две воли не ведут к раздвоению личности. Скорее, естественная воля включена в волю человека. Поскольку «от сотворения мира человеческая воля направлена к Божьей воле. Природная человеческая воля совершенствуется, если соглашается с Божественной волей. Человеческая воля предназначена для сотрудничества с Божественной волей. Всё, что делает Иисус, показывает, что Он свою природную волю подчиняет воле Божественной, и этот образ действий совершенствует человека, поступающего так же.
Отсюда следует ещё одно достоинство. Где Сын, там и Отец, и Святой Дух. Папа Пий XII пишет в своей энциклике, посвящённой Святейшему Сердцу Иисуса: «почитание Святейшего Сердца Иисуса по своей сути является не чем иным, как почитанием Божественной и человеческой любви Воплощённого Слова, а также не чем иным, как почитанием той любви, с которой Отец Небесный и Святой Дух заботятся о грешных людях; ибо, как говорит св. Фома Аквинский, любовь Пресвятой Троицы является источником человеческого искупления, поскольку она излилась с избытком в человеческую волю Иисуса Христа и в Его Сердце и побудила Его с той же любовью отдать свою кровь, чтобы освободить нас из рабства греха: «Крещением должен Я креститься; и как Я томлюсь, пока сие совершится!“ Почитающий Святейшее Сердце исповедует и человеческую, и Божественную любовь Христа, и бесконечную любовь Пресвятой Троицы.
Отче Небесный, Боже, помилуй нас!
Сыне, Искупитель мира, Боже, помилуй нас!
Святой Дух, Боже, помилуй нас!
Пресвятая Троица, Единый Боже, помилуй нас!
Святейшее Сердце Иисуса, помилуй нас!
Истина воскресения и непрерывность заступничества Христа в вечности также полностью отражены в почитании Святейшего Сердца. «Наш Спаситель, телесно вознесшись на небо в блеске Своей славы и восседая одесную Отца, остаётся с Церковью, Своею невестой, в пламенной любви, в которой бьётся и Его Сердце. На Его руках, ногах и на боку стигматы, символизирующие его тройную победу над сатаной, грехом и смертью; и точно так же в Своём сердце, как в драгоценном реликварии, Он хранит неизмеримые сокровища заслуг, плоды этого троекратного триумфа, которыми он щедро одаривает род человеческий, — утешительную истину.»
Через радости Твоего преображённого Сердца спаси нас, Господи!*
Дабы ты управлял Своей Святой Церковью и сохранял её, мы просим тебя, услышь нас, Господи!*
Дабы ты привёл нас в Свою вечную славу, мы просим тебя, услышь нас, Господи!*
Подводя итог, можно сказать следующее. Смотря на Тело Христа, человек смотрит на Самого Сына Божьего, которому поклоняются как истинному Богу и истинному человеку. Но за всем этим стоит бесконечная любовь Триединого Бога. В Пресвятой Троице воскресший Христос является нашим заступником. Таким образом, почитание Святейшего Сердца ведёт к фундаментальным истинам Католической веры. Оно ничего не упускает. Все вышеперечисленные достоинства и делают культ Святейшего Сердца Иисуса ценным и незаменимым.
4. Святейшее Сердце Иисуса
Почему сердце? Вся человеческая природа Христа и все её составляющие являются объектами, в равной степени достойными поклонения. Тем не менее, существует специальное почитание (в виде Тайн Розария, Литаний, молитв и праздников) Святых Пяти Ран, Драгоценнейшей Крови, израненного Святого Лика Иисуса, увенчанной терновым венцом Головы страдающего Спасителя и Его Святейшего Сердца.
Эти части человеческой природы Христа почитаются особым образом, поскольку именно в них проявилась особенно явно искупительная любовь Христа. Почитая Сердце Иисуса, следует помнить, что это телесное сердце Богочеловека. В то же время сердце является совершенным символом искупительной любви Христа к человечеству. (ср. Людвиг Отт, Догматика)
Настоятельные слова прелата доктора Роберта Медера ведут прямо к Сердцу Иисуса: «Любовь – это Божественный закон. Deus caritas est. Бог есть любовь. Внутри Троицы любовь Отца к Сыну и любовь Сына к Отцу в Святом Духе. Внешне – любовь к творению и сохранению, любовь к спасению и любовь к освящению. Отец есть любовь. Сын есть любовь. Святой Дух есть любовь. Это значит: Iesus caritas est. Иисус, Сын Божий и Сын Человеческий, есть любовь. Из любви Он сотворил мир. Из любви создал человека. Из любви Он стал одним из нас. Он искал каждого из нас. И отдал за нас Свою жизнь. Он стал нашей евхаристической пищей. Мироустройство христоцентрично, и поэтому всегда и во всём чувствуется пульс Божественного Святейшего Сердца. Iesus caritas est. У Христа-Царя есть сердце. Кто говорит о Сердце Иисуса, имеет ввиду глубочайшую, сокровенную сущность Иисуса. Он слышит, так сказать, таинственный пульс Его богочеловеческой жизни.» О Церкви швейцарский прелат пишет: «Сердце Католической Вселенской Церкви – это Сердце Иисуса. Сердце, которое является всем. Его биение поддерживает жизнь Церкви. Его кровь – пища Церкви. В Нём мы живём, движемся и существуем. Если бы это Сердце перестало биться, это означало бы конец Церкви. Сердце – это всё. Всё зависит от Сердца.»
Это Сердце в непостижимой любви стремится к Тайной Вечере, Гефсиманскому саду и Кресту нашего искупления. «Единородный Сын Божий принял страдающую и смертную человеческую природу главным образом потому, что Он желал принести кровную жертву на кресте, чтобы завершить дело спасения человечества. Вот почему любовь Иисуса Христа, Сына Божьего, ясно открывает через жертву на Голгофе любовь Самого Бога: Мы познали любовь Божью: Он отдал за нас свою жизнь; так же и мы должны отдать свою жизнь за братьев. И действительно наш Божественный Спаситель был распят больше любовью, нежели насилием палачей; Его добровольная Жертва – драгоценнейший подарок, который Он дал отдельно каждому человеку.»
5. Традиционная Месса и почитание Святейшего Сердца Иисуса
Почитание Святейшего Сердца Иисуса не терпит сентиментальностей и порождаемых ими эмоциональных ловушек. У Сердца нет мягкости или слабости. Оно ненавидит грех и немилосердие. Сердце Иисуса сильное, оно сражается и защищает себя. Из Его Сердца истекает мягкая Кровь и горячий огонь, любовь и строгость вместе. Сердце Иисуса требует от себя и от нас жертвы. (ср. Р. Медер) Сердце Иисуса стремится на Крест, чтобы завершить дело спасения. В Его любви, которая выше всякого знания, Он пролил за нас Свою Кровь. Он очистил нас от вины греха. Его пронзённое копьём Сердце стало источником жизни, из которого мы черпаем все блага.
«Так мы приходим к заключению, что почитание Святейшего Сердца Иисуса по сути своей является культом любви, которой Бог нас возлюбил через Иисуса, и в то же время упражнением в нашей любви к Богу и другим людям. Другими словами, это почитание основывается на любви к нам Бога, которому мы должны молиться, которого должны благодарить и за которым должны следовать в жизни.»
Правильное и хорошо понятное почитание Святейшего Сердца Иисуса является культом любви Бога к нам. В этом почитании Бог с любовью продолжает дело спасения. Кто почитает Святейшее Сердце, закономерно приходит к делу спасения Христа на кресте, чем и является Святая Месса. Святая Месса – это любовь к нам. Так связаны Месса и почитание Святейшего Сердца. Почитание является духовной и молитвенной жертвой, приносимой на Мессе. Оно является вечной духовной жертвой Христа за нас и жертвой Церкви Триединому Богу. Такой жертвой и является традиционная Святая Месса. Традиционному почитанию соответствует традиционная Месса – оба пути ведут к Кресту.
Через боль Твоего страдающего Сердца, спаси нас, Господи!*
Через смертельный страх Твоего умирающего Сердца, спаси нас, Господи!*
Через раны Твоего открытого Сердца, спаси нас, Господи!*
Через кровь и воду из Твоего пронзённого Сердца, спаси нас, Господи!*
Через радости Твоего преображённого Сердца спаси нас, Господи!*
Этими словами обновляется Жертва Христа. Он присутствует в Своей Жертве. Поэтому мы привыкли говорить, что на Голгофе совершилась первая Месса. Мы привыкли говорить о Жертве, приносимой на алтарях. Но есть и третья Святая Месса: традиционное почитание Святейшего Сердца Иисуса. Оно содержит истину об Иисусе Христе и Его жертве, Его воскресении, Его духовном присутствии в телесном Сердце Иисуса и духовном причастии верных. Это культ любви.
В традиционном почитании Святейшего Сердца Иисуса полностью содержится жертва хвалы, благодарения, прошения и искупления, которую мы знаем из традиционной мессы. Во вступительной молитве (Oratio) Мессы на праздник Святейшего Сердца Иисуса говорится, что наши почитание и хвала должны быть одновременно и делом достойного искупления. В тайной молитве этой Мессы (Secreta) Церковь связывает свою жертву со Святейшим Сердцем Иисуса. Так эта жертва должна быть богоугодным даром и искуплением за наши грехи перед всемогущим Отцом.
6. Заключение
Удивительно ли, что после введения мессы Novus Ordo в 1969 году почитанием Святейшего Сердца Иисуса всё более пренебрегают? Теология мессы Novus Ordo смягчила теологию традиционной Мессы и сместила акцент с Жертвы на Голгофе на трапезу, Тайную Вечерю с милосердным Иисусом.
Следствием этого стало забвение Страстной Пятницы. Однако именно этот день был целью Святейшего Сердца: спасение человечества на кресте Его драгоценнейшей кровью. Папа Пий XII пишет: «Учение Католической Церкви в полном согласии со Священным Писанием заверяет нас, что Сын Божий Единородный принял человеческую природу, подверженную страданиям и смерти, особенно потому что Он желал, пригвождённый ко Кресту, совершить кровную жертву, чтобы закончить дело спасения людей.» Принести себя в качестве Агнца Божиего, берущего на себя грехи мира, было твёрдым желанием Святейшего Сердца. «И когда Божественный Искупитель висел на Кресте, в Его Сердце полыхали разные глубокие чувства: пылающая любовь, страх. Сожаление, милосердие, горячее желание и совершенный покой – чувства, находящие ясное выражение в словах: «Отче! прости им, ибо не знают, что делают.»
Через Твоё раскалённое любящее сердце, спаси нас, Господи!
Подумаем снова о предостерегающих словах Папы Пия XII, что «всем абсолютно ясно, что это не обычная форма благочестия, которую каждый по своей воле может ставить ниже других или вовсе ею пренебрегать, но посвящение себя Богу».
Почитание Святейшего Сердца Иисуса – это прямой путь к традиционной жертве Мессы. Это почитание приводит нас к Сердцу Иисуса, которое открыло свою невыразимую любовь на Голгофе. Это духовная жертва Мессы. У почитающего Святейшее Сердце Иисуса в душе всегда Святая Месса. Поэтому почитание Святейшего Сердца можно распространять и в домах верных – для оздоровления и развития общества. Это, разумеется, не значит, что почитая Святейшее Сердце можно больше не посещать Мессу.
Прелат Медер говорил: «Если мы хотим идти дальше, нам нужно больше Сердца. Больше любви. Больше огня. Разума у нас уже достаточно. Но нас спасёт сердце. Кто победит в предстоящих сражениях? Те, у кого больше сердца и поэтому больше огня. Те, у которых есть любовь и сила, кровь и огонь.»
Всем, и клирикам, и мирянам, следует усердно работать над исполнением воли Папы об осознанном почитании Святейшего Сердца Иисуса, которое есть ответ Святейшему Сердцу людей доброй воли в любви и искуплении. Распространяя почитание Святейшего Сердца Иисуса, человек соблюдает заповедь: «да любите друг друга, как Я возлюбил вас.»
Благословляю вас всех и Общество Святейшего Сердца Иисуса во имя Святой Троицы.
In nomine + Patris, et Filii, et Spiritus Sancti. Amen.
+Томас Хубер, Епископ
2021
Автор: Епископ Томас Хубер был рукоположен в священство по новому обряду в 2009 году.
В 2015 году он обратился к католической традиции и был рукоположен в священство sub conditione (лат. под условием, т.е. на случай, если рукоположение по новому обряду было недействительным). По просьбе священников и мирян он был хиротонисан (рукоположен) во епископа в 2019 году. Епископ Томас Хубер живет и служит недалеко от Аугсбурга, Германия.
Мужество Святейшего Сердца Иисуса
Сегодняшний праздничный день католической церкви, Праздник Святейшего Сердца Иисуса, является особым днём для Общества Святейшего Сердца Иисуса. Уже больше десяти лет Общество почитает Сердце Божественного Искупителя и молит его о стойкости в своих многочисленных делах. Ещё будучи священником, я писал для Общества юбилейную статью, а в этот раз имею честь написать очередную статью в качестве епископа. Я благодарю Общество Святейшего Сердца Иисуса за приверженность неизменной католической вере в Москве и желаю, чтобы оно и дальше осуществляло свое ценное апостольство с величайшей благодарностью к Традиции. Да поможет Обществу в этом деле Сердце Божественного Искупителя.
Позвольте мне дать свое апостольское благословение на грядущие трудности и испытания всем, кто помогает Обществу в достижении его целей.
С радостью мы можем взглянуть в самый центр нашего Господа и Спасителя: в Его Святейшее Сердце. В Его Сердце есть всё, и всё из него проистекает. Да, действительно всё. Едва ли можно найти слова, описывающие, какие сокровища здесь спрятаны. В Литании к Святейшему Сердцу Иисуса есть слова: «Сердце Иисуса, в котором сокровища мудрости и познания. Сердце Иисуса, в котором обитает вся полнота Божества.» В этом Сердце на самом деле есть всё, что мы просим от доброго сердца. В сегодняшнем чтении святой апостол Павел говорит: «…мне, наименьшему из всех святых, дана благодать сия – благовествовать среди народов неисследимые богатства Христа.» И дальше апостол говорит: «Поэтому преклоняю колени мои перед Отцом Господа нашего Иисуса Христа… да даст вам, по богатству славы Своей, силою укрепиться через Дух Его во внутреннем человеке, верою обитать Христу в сердцах ваших, укорениться и утвердиться в любви.» Пусть мы знаем «также превосходящую разумение любовь Христову, чтобы вы исполнились во всякое исполнение Божие.»
Из этого изобилия и богатства Сердца Иисуса я хотел бы кое-что выбрать. Я хотел бы подробнее рассмотреть добродетель мужества Святейшего Сердца. Мы знаем четыре кардинальные добродетели, четыре основные моральные добродетели: благоразумие, справедливость, мужество и умеренность. «Мужество дает нам превосходную силу, чтобы не колебаться в добре и смело преодолевать препятствия. Небеса можно завоевать только усилиями и борьбой. Без смелости и мужества христианин не достигнет своей цели. Мягкие, трусливые и робкие люди останавливаются на своем пути и поддаются искушению злом. Там, где не хватает мужества, возникают страх и праздность, малодушие и отчаяние. Будем молиться о мужестве! Оно делает щедрым и великодушным, терпеливым и настойчивым. Мы увеличиваем мужество через молитву и святые таинства, а также через постоянную практику и самообладание.» (Katechismus des Oratoriums [KdO]*) Если это верно, то в сегодняшний праздник Святейшего Сердца Иисуса каждый должен особенно молиться Ему, почитать и умолять Святейшее Сердце.
В Сердце Иисуса содержится изобилие мужества. Испросим же огонь мужества из этого Сердца. Подумаем о Крестном Пути Иисуса, поразмышляем о Гологофе и узрим, что Крестный Путь и Сердце Иисуса образуют единство в мужестве. Конечно, присутствуют здесь и благоразумие, и справедливость, и умеренность. Но именно мужество Сердца Иисуса восходит на Голгофу. Поэтому испросим у Святейшего Сердца мужества для нашей Католической Церкви. Без мужества ничего не получится! Так всегда было, так и есть, что Католическая Церковь всегда стремится к мужеству. Она идёт на борьбу с ошибками, ересями и теплохладностью. Силой Святого Духа она осуждает ереси, учит, исправляет и увещевает к сохранению веры и спасению душ.
Иначе обстоят дела с римско-модернистской Церковью, основанной в 1958 году. Эта Церковь практически полностью отказалась от мужества. С чем это связано? Это связано с гоминизмом, либерализмом и модернизмом, которым она привержена.
Гоминизм «это та ересь, которая наделяет человека особо высоким рангом и достоинством по отношению к Богу и делает человека и человечество целью человеческой деятельности. Гоминизм (от лат. Homo – человек) – это преувеличенный гуманизм. В нём люди почитаются как (почти) богоподобные, несмотря на свою греховную природу. Все должно быть направлено на человека как на высшую цель. «В документе Второго Ватиканского Собора «Gaudium et spes» говорится: «По почти согласному мнению и верующих, и неверующих, всё, что есть на земле, предназначено для человека, представляющего собою средоточие и вершину всего.» (GS 12,1) Правда, в следующей главе Собор затрагивает тему борьбы человека, но, вероятно, только для того, чтобы убедить более консервативных епископов принять документ. Павел VI и его единомышленники, с другой стороны, давно решили продвигать почитание человека. Он говорил об этом: «Мы тоже, и мы больше всего, являемся почитателями человека.» (Речь от 7.12.1965) Истинная католическая церковь, напротив, отвергает гоминизм, «потому что он переосмысливает положение человека как слуги Бога в партнерство. Гоминизм усиливает человеческую гордыню. Забывается греховная человеческая природа. Страх Божий уменьшается или даже исчезает, и Бог лишается почестей, причитающихся Ему, в пользу человека. Церковь — и даже Сам Бог временами — кажется, находится на службе у человека.» (KdO) Вот до чего дошло. Со Вторым Ватиканским Собором появилась Церковь, служащая в первую очередь людям. Поэтому человеку больше не нужно мужество, ему больше не нужно и мужество Святейшего Сердца Иисуса, поскольку Бог и Церковь всегда идут ему навстречу и служат.
Давайте теперь кратко рассмотрим либерализм. Либерализм – это такая ересь, которая «во имя свободы утверждает, что человек подчиняется только своему разуму, что каждый человек – сам себе закон. Либерализм признает требования, предъявляемые к человеку со стороны Бога или государства, до тех пор, пока эти требования не ограничивают свободу и права человека. Либерализм следует отвергнуть, потому что он ставит человеческую свободу выше Божественных заповедей. Либерализм выступает против заповеди веры (Кто будет веровать и креститься, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет. Мк 16,16) Либерализм предполагает, что человек имеет право выбирать свою собственную веру или быть безразличным ко всем формам веры. В этом отношении он является атакой против абсолютно любой религиозной истины. Он рассматривает веру как личное дело каждого человека. Если у человека (как учит Второй Ватиканский «Собор») есть право на свободу вероисповедания, то он имеет право упорствовать в заблуждении и совершать аморальные поступки. Бог противоречил бы созданному им естественному закону. Потому что однажды он предоставил человеку «естественное право» свободно исповедовать любую религию или идеологию, а затем потребовал бы от него исповедовать и практиковать только одну истинную религию под страхом осуждения, если заповедь не будет соблюдена.» (KdO)
И снова мы должны сказать: эти учения новой римской церкви абсурдны, не являются католическими и давно осуждены учительством Католической Церкви. Это все равно, что сказать ребенку: «Бог повелел: Ты не должен красть. Но, тем не менее, у тебя есть естественное право воровать так свободно и так часто, как тебе хочется. И Бог повелел во Христе верить в Триединого Бога, но Бог дал тебе право свободно верить во что хочешь.» Само собой понятно, что в таком богословском хаосе Святейшее Сердце Иисуса, его ясность, чистота и мужество больше не имеют значения. Современной Церкви больше не нужно мужество в борьбе за истину, потому что каждый может делать то, что хочет. Современная церковь высмеивает христианских мучеников, выдавая их мужество за богословскую узколобость. Мученичество, последовательное исповедание Христа, даже греховно, учитывая милосердного Бога, принимающего все религии и убеждения. На самом деле это уже не имеет никакого отношения к Святейшему Сердцу Иисуса. И понятно, почему Его почитание продолжает угасать. Последовательные в своей вере католики не должны допускать, чтобы эти современные воззрения влияли на них, и для этого я рекомендую молиться Святейшему Сердцу о твёрдости в вере и верности традиции.
Перейдём теперь к модернизму. «Модернизм был широко распространен в начале 20-го века, был особенно осужден Папой Пием X, а после этого пошел на спад. В последнее время он снова получил широкое распространение, и, действительно, без него невозможно представить нынешнюю Римскую Церковь. Ибо без этого экуменизм невозможен. Через модернизм фундаментальные католические понятия веры, откровения и догмы понимаются с точки зрения индивидуального и общинного опыта.» (KdO) Таким образом, именно опыт, личные переживания и чувства человека формируют веру. Вот несколько примеров. Модернист – это тот, кто говорит, что Христос есть Бог, но считает божественность Христа истинной только в своем опыте, в своем чувстве. Модернист не хочет говорить, действительно ли Иисус Христос является Богом. Или модернист говорит: «Иисус Христос воскрес, но только в моём сердце, в моих чувствах.» Или: «Да, на Святой Мессе хлеб и вино пресуществляются в Тело и Кровь Христа, но я только чувствую это, я только ощущаю это, мы все так чувствуем.» Или: «Я почитаю Матерь Божию Марию, потому что чувствую в ней женское начало Бога.» Или: «Чудеса, приписываемые Иисусу, возникали только из-за религиозного чувства евангелистов, приписывавших Иисусу особое могущество.» Или: «Догматы Церкви – это просто сжатые в слова религиозные желания и надежды, которые могут и должны меняться, если потребуется.» Вот оно, коварство модернизма! По сути, утверждение веры всегда сначала подтверждается, а затем переосмысливается и фальсифицируется. Католическое понимание веры, откровения и догм размывается. «Модернизм следует отвергнуть, поскольку он стремится растворить в неопределенности истину [католической религии], непосредственно открытую Богом и представленную для веры в догматах. Для модернизма вера не является обязательством принимать, по крайней мере частично, представленную истину. Скорее, вера — это просто опыт, переживание или отношение к жизни. Соответственно, объект веры объявляется тайной или путем, или просто приравнивается к Богу.» (KdO) Таким образом, согласно модернизму, вера никогда не является обязательной. Божественное Откровение можно трактовать по-разному. По мнению модернистов, догма — это преходящее выражение любых религиозных убеждений.
Вернёмся к Святейшему Сердцу Иисуса и его мужеству. Гоминизм, либерализм и модернизм официальной Церкви больше не нуждаются в Святейшем Сердце нашего Спасителя. Если Бог и Церковь существуют только для человека и могут меняться в угоду ему, то человеку не нужно мужество, чтобы обратиться к Богу. Если человеку позволены все религиозные свободы, тогда ему не нужно мужественно исповедовать Иисуса Христа. И если, в конце концов, религия — это всего лишь вопрос чувств, тогда нет необходимости в борьбе за веру, Откровение и догмы. Неудивительно, что Папа Пий X назвал модернизм средоточием всех ересей и отлучил модернистов от церкви. Приверженность к модернизму влечёт за собой автоматическое отлучение от Церкви, и поэтому любой сторонник модернизма больше не является членом Мистического Тела Иисуса Христа. А тот, кто не принадлежит Христу, не может иметь никакой должности или власти в Церкви.
Истинная католическая преданность Святейшему Сердцу Иисуса ведет нас к битве, к огню рвения и любви. Каждый католик лично должен стараться поддерживать в своём сердце этот огонь и молиться об этом. Сердце Иисуса, очаг любви пылающий! Таким образом мы защищаемся от полемики, направленной против Святейшего Сердца Иисуса и его почитания. Полемика новой Церкви возмутительна, потому что истинная преданность Святому Сердцу не имеет ничего мягкого, медового или китчевого, ничего произвольного или взаимозаменяемого. Тот, кто хулит почитание Святейшего Сердца, хулит Бога.
Я прошу вас: молитесь о доле мужества Святейшего Сердца Иисуса для себя. Особенно когда вы замечаете, что вы начинаете склоняться к осуждённым Церковью идеям. Освободитесь от модернизма. Ищите и находите мужество и стойкость, благоразумие, умеренность и справедливость в Святейшем Сердце Иисуса. Просите Святейшее Сердце Иисуса, в котором обитает вся полнота Божества, дать вам всё необходимое, чтобы модернизму, фальши и лжи не было места.
Пусть Святейшее Сердце Иисуса благословит всех нас. В Его Сердце есть всё, и всё из него проистекает. Да, действительно всё. Святейшее Сердце Иисуса, помилуй нас!
+Томас Хубер, Епископ
На Праздник Святейшего Сердца Иисуса 2021, Фридберг (Бавария)
* «Katechismus des Oratoriums», SAKA-Verlag Saarbrücken, 1990